Блог

    Как понять, что твой близкий человек развивает начальную стадию деменции?

    Деменция – это приобретенное расстройство, характеризующееся снижением мышления. В этой статье мы обсуждаем какие вопросы задать врачу, если вы подозреваете у вашего близкого деменцию и какие ответы важно быть готовым услышать
    `Иллюстрация: ${item.title}`

    Деменция – это приобретенное расстройство, характеризующееся снижением когнитивной функции (мыслительной функции), вовлекающий один или несколько ее составляющих – обучение и сохранение в памяти полученной информации, владение разговорным и письменным языком, исполнительная функция (рассуждение и решение проблем), концентрация внимания, перцептивно-моторное осознание, социальное познание)/

    Важно! не так значимо сколько функций затронуто, три или одна. Важно, что есть четкое снижение этой одной функции от первоначального уровня конкретного человека. Например, конструктор технического бюро с феноменальной памятью вдруг не может вспомнить размеры детали станка, которые помнил, разбуди его в ночи, и пересказывал, как «Отче наш». Продавец продуктового магазина со стажем работы более 20 лет и мать семейства вдруг забывает дату рождения любимого племянника, которому она всегда покупала конфеты «Мечта» в подарок в своем конфетном отделе.

    Да, это важный симптом. Но, согласитесь, если рассматривать его отдельно, как разовое событие, можно сказать, что все мы имеем деменцию. А некоторые вообще «по жизни» ведут себя как Рыбка Дори из известного мультика. А значит, нужно что-то еще, чтоб заподозрить деменцию. А именно – нарастание количества таких «разовых» провалов памяти. И еще! Не только болезнь Альцгеймера или сосудистая деменция могут вызвать расстройства памяти. Другие состояния, очень распространенные, тоже грешат такими фокусами в нашей жизни. Депрессия – самая частая причина, пожалуй. У кого нет депрессии, особенно сейчас, после хоррора ковида и геополитических катаклизм? Состояние после больших операций или тяжелых болезней, из которых удалось выйти живым, но сильно потрепанным. Например , после онкологической операции или сердечного приступа с попаданием в реанимацию и на операционный стол рентгенхирурга. Внезапно развившийся гипотиреоз – резкое снижение функции щитовидной железы - и человек ощущает себя черепахой после зимней спячки, с плохой памятью. 

    Как доктора определяют деменцию? В первую очередь – тестирование. И в последнюю очередь тестирование. А все остальные танцы с бубнами – МРТ, анализы, УЗИ сосудов и другие медицинские развлечения – только добавление и уточнение состояния.

    Что еще очень важно. Сам пациент редко вовремя обращается с жалобами на свое состояние. И родственники по статистике «опаздывают с диагнозом» в среднем на 2 года. Чаще эту историю ярче замечают не очень близкие люди, которые не очень тесно общаются с пациентом. А внезапно встречаясь на дне рождении общего знакомого или, контактируя по работе, замечают изменения.

    Лично я, будучи врачом со стажем, отчетливо осознала, что у родной матери деменция, через 2,5 года, когда на Новый год мама положила в свой фирменный жульен вместо муки и сыра – крахмал. Кому важно понять ситуацию – обратитесь к врачу – семейному врачу или врачу-неврологу. Здесь, в статье мы обсуждаем подробно какие вопросы задать врачу и какие ответы быть готовым услышать.

    Итак, сложности с памятью 

    А именно: 

    • в первую очередь, то, что называется короткая память. Пациент не может вспомнить, что-то важное, что случилось сегодня утром или вчера вечером. Не выполняет договоренности. Не потому, что плохо воспитан, а потому, что не помнит. Напрочь забыл. Не помнит даже факт разговора на эту тему.
    • Отсюда же исходят проблемы с обучением чему-то новому. Например, разбился телефон, куплен новый, очень похожий, но немного с другими функциями. И пациент, ну, совсем никак не может научиться им пользоваться. Начинает сердиться, вести себя порой агрессивно, находить причины, почему не получается освоить новый гаджет. Эти причины любые, но только не признание того, что он не может запомнить , какая именно комбинация кнопок или действий должна произойти, чтоб позвонить внучке. Все вокруг виноваты, продавец, который подсунул не то, производитель, который не может делать нормальные телефоны, внучка, которая не послушалась и не смогла найти такой же телефон, как был ранее. Досада, злость, обвинения, растерянность. Только, это - ответная реакция психики на то, что происходит с мозгом, психики, которая пока еще не поняла, что утратилась функция. Как фантомная боль после удаления конечности. Тело не понимает, что конечности нет. Человек не понимает, что утратил способность к обучению. Родственник вообще не понимает ничего – хотел как лучше, получилось «как всегда».
    • Решение сложных задач. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Именно так слышит человек с деменцией предложение: сходи за хлебом в магазин – возьми белого нарезного и бородинского, и прихвати масла сливочного, только купи не то, которое в прошлый раз брал, а нормальное, 82% такой-то фирмы. И идет наш бедолага в магазин и приносит хлеб, два батона белого нарезного, и все. Потому что дальше фразы – за хлебом и два его варианта, он ничего не смог запомнить и осознать. Надо сказать, что здесь приведен простой пример. Если мы говорим о пациенте , который, например преподает медицину в ВУЗе, он может начать читать свои излюбленные лекции значительно короче, не отвечать на вопросы, не иметь способность вернуться к предыдущему слайду, или не сможет найти тот слайд презентации, на котором нужная информация, несмотря на то, что делал его сам и тысячу раз на нем останавливался.
    • И да, проблемы с речью. Здесь очень часто, мы видим, как наш разговорчивый коллега или родственник вдруг перестает много говорить, потому что был сконфужен в последней раз на дне рождении жены, когда попытка сказать тост была омрачена тем, что он не смог вспомнить подходящее слово, чтоб описать внешность любимой супруги. И теперь, он смущен, растерян и охранительно примолк и невольно чувствует страх перед публичными выступлениями. Забывать слова. Вспомните, это очень ярко продемонстрировано в фильме «Все еще Эллис», где профессор не может вспомнить термин, такой знакомый и часто ею используемый. Иногда, человек, знающий много языков , начинает говорить на том, который он выучил раньше всего. Такой феномен также описан у людей с деменцией.

    Следующая функция: способность рассуждать и решать проблемы. 

    • Нарушение этой функции не всегда ярко бросается в глаза. Это та самая ситуация, когда человек не может увязать следствия и причины. К сожалению, такой тип мышления, когда человек не всегда адекватно оценивает причины случившегося, очень распространено и у здоровых лиц. Но наш пациент с деменцией страдает еще и оттого, что окружающие считают, что его рассуждения руководствуются какой-то личной заинтересованностью, а не поломкой логического мышления. Бывают и более простые ситуации. Например, пациент не может понять, кем ему приходится сын его супруги от первого брака. Раньше понимал, а сейчас задается вопросом. Кто он ему, и какое отношение имеет к его супруге. 
    • Принятие решений больше относиться к более поздним проявлением деменции. Например, пожилая мама семейства никак не может принять решения, что делать с участком земли, который она не в состоянии содержать или использовать. Дети предлагают ей его продать и вложить деньги во что-то более практичное, но она не принимает решение, объясняя это какими угодно причинами, не имеющими отношения к жизни. На самом деле, она просто не может оценить риски, размышлять и взвешивать практические результаты продажи и покупки. Она растеряна, и свою растерянность невольно прячет за совершенно неуместными возражениями.

    Следующая функция: ориентация в пространстве, времени и собственной личности.

    • Это очень красивая фраза, которую заучивают все студенты медицинского ВУЗа, когда начинают курс пропедевтики внутренних болезней. Это наука о сборе анамнеза, жалоб и объективном обследовании пациента врачом посредством врачебных рук, глаз, обоняния, осязания и навыков перкуссии, пальпации и аускультации. Но сейчас о пациенте с деменцией, начальной или уже средней степени тяжести. Пациент находит себя внезапно в незнакомом месте, никак не может осознать где он. При этом , это место его родное, в котором он прожил много лет. Он может на какое-то время или навсегда перестать узнавать свою комнату, или забыть, где в доме находится туалет. 

    Иногда пациент не может понять какое сейчас время года или время суток. Очень отчетливо все эти неприятные симптомы начинают проявляться в вечерние часы, особенно когда темнеет или в ранние утренние, после сна. Это особо опасное время, когда, пациент должен быть под присмотром и контролем со стороны родственников.

    Ощущение своего тела в пространстве, социальные взаимодействия начинают страдать в более продвинутых стадиях деменции. И здесь важно понимать, что наш пациент с деменцией в этом совсем не виноват, это не его воля, если он совсем не разумеет, как это – держаться правой рукой за перила, когда поднимаешься по лестнице, и что это вообще такое – правая рука, где она у него?

    В целом, деменция может иметь несколько причин. Иногда у одного человека может быть две или 3 причины для снижение когнитивных функций. Например – у пациентки 68 лет – железодефицитная алиментарная анемия, гипотиреоз и то, что в поликлиниках называют Дисциркулярная энцефалопатия, а именно сосудистая деменция. Мы корректируем анемию и железодефицит, приводим в норму функцию щитовидной железы (это просто, 1 табл в день постоянно и все) – и наша пациентка остается со своей сосудистой деменцией, которая в отличие от болезни Альцгеймера гораздо более мягкая по течению, в большинстве случаев.

    Зачем мы сейчас об этом говорим? Для того, чтоб родственники и пациент понимали, что есть состояния, которые мы можем модифицировать (изменить в лучшую сторону), и состояния , которые останутся неизменными, чтобы мы не делали. Это придется принять и научиться с этим жить.

    И здесь еще несколько слов про имитацию деменции.

    • Первое и главное – это возрастное снижение когнитивной функции. Оно всегда присутствует и на первых порах его сложно отличить от начальных проявлений деменции. Оно не является болезнью и сильно может отличаться у разных индивидуумов. При этом оно больше выражено именно в некотором замедлении мыслительных реакций и запоминании новых навыков и информации, и не отражается на ежедневной деятельности человека. 
    • Второе, как мы уже говорили выше – депрессия. Здесь все понятно. Нужны тестирование на депрессию и тестирование на деменцию и можно расходиться в разные стороны – пациенты с депрессией лечатся антидепрессантами и психотерапией, пациенты с деменцией – управляем болезнью, в зависимости от ее причин. У пациентов с депрессией есть одна отличительная особенность от пациентов с деменцией – ярко бросающаяся в глаза. депрессивные пациенты чаще и настойчивей жалуются на снижение памяти, обивают пороги медицинских учреждений и посещают нескольких неврологов , чтоб исключить деменцию и сделать какие-то обследования. Пациенты с истинной деменцией – напротив, в целом предъявляют мало жалоб на память, и чаще жалуются их близкие. 

    Врачи используют разные системы тестирования, чувствительность и специфичность которых колеблется от 75 до 92% и от 81 до 91%, соответственно. То есть, эти тестовые системы с большой долей вероятностью дают врачу и пациенту ключ к диагностики деменции и ее степени.

    Важная рекомендация – на тестирование, на прием к врачу пациента лучше приводить в сопровождении близких людей, которые хорошо и давно знают человека. Они смогут дать врачу дополнительную информацию, которую не всегда в состоянии дать сам пациент.

    А теперь о том, что вы должны спросить у врача после тестирования вашего родственника или самого себя. 

    • Во-первых, попросите паузу, хотя бы на 5-10 минут, врачи понимают, и часто могут себе такое позволить, несмотря на тайминг. Когда мне коллега из клиники нервных болезней им. Кожевникова А.Я., доктор Захаров В.В., ныне профессор кафедры, очень этично, но безапелляционно сказал, что у мамы деменция в рамках болезни Альцгеймера, я в этот момент как будто отключилась на какое-то время, несмотря на то, что была на 90% уверена, что услышу этот диагноз. Он дал мне время прийти в себя и сформулировать вопросы. Поверьте, первый был идиотский, особенно для врача – а это лечится?, а может пройдет само?
    • Главные вопросы: что нужно еще обследовать, чтоб исключить причины деменции. То есть, в вашем конкретном случае, это может быть деменция, снижение когнитивных функций, на фоне других состояния, о которых я писала выше. 
    • Нужно ли делать МРТ? Это решает врач. Скорее нужно, для разных целей. Но иногда, все очевидно и без МРТ.
    • Нужно ли делать ультразвуковое исследование с доплерографией сосудов шеи и головы. Чаще да, если мы подразумевает сосудистую деменцию и для того, чтоб назначить правильные препараты для профилактики сердечно-сосудистых осложнений в другом сосудистом регионе (вне головного мозга)
    • Какие лекарства и что от них ждать. Доктор должен ответить, что современные препараты не лечат деменцию, в лучшем случае немного улучшают качество жизни пациента и семьи. Никаких волшебных капельниц не существует. Не тратьте на это деньги, силы и время. А еще венепункция всегда инвазивная процедура и , если у вас или вашего родственника сахарный диабет, например, без четких показаний и обоснованного ожидания положительного эффекта от этой манипуляции, не нужно подвергать человека риску инфекции и осложнения от манипуляции. Да, бывает нечасто, но бывает, и поверьте, заканчивается травматично для пациента.
    • И последний, самый страшный вопрос. Каков прогноз, как готовиться.В моем случае я получила очень тяжелый ответ в лоб. Видимо, внешне очень неплохо держалась. 2 года. 2 года моя мама будет моей мамой. Я тогда совсем не понимала, что это значит. Я была в шоке. Дала волю эмоциям только через 2 часа. И все же, здесь нужно не впадать в ступор, а задавать вопросы. Как нужно ухаживать, когда нужно осуществлять тотальный контроль, как бы ужасно это не звучало, но придется. Врач не расскажет вам, что придет время и родного человека придется фиксировать в кровати на время сна, чтоб не упал, и не попытался встать и уйти в неизвестном направлении, когда вы меньше всего этого ожидаете. Сейчас есть много методов гуманной фиксации. Раньше были простыни. Как в дурдоме….Но врач должен вам сказать главное! Ваш родственник теперь способен на такие поступки и действия, которые вы не можете предсказать до конца. Могут подсказать те люди, которые имеют опыт ухода и проживания с пациентом с деменцией. И да, в большинстве отделений милосердия, пансионатах для пожилых, до сих пор практикуется «вязка». Делайте выводы.

    Деменция, какой бы причиной она не обусловлена – тяжелое испытание для самого человека и его близких. Как бы не была тяжела ноша – дорогу осилит идущий. Своевременное выявление проблемы позволяет осознать ее вовремя и сделать соответствующие практические выводы, как для самого человека с деменцией, так и для его семьи. 21 век располагает большим арсеналом возможностей, чтоб люди с тяжелыми состояниями и их семья могли качественно жить с тем, что нельзя изменить.